пятница, 9 марта 2018 г.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1)

Материал заимствован из книги "ОГЭ-2018. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе" (автор-составитель - С.Ю.Иванова).
   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: "Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании".
ТЕКСТ
   (1) Ночью город спал. (2) И хотя каждый звук, раздающийся вдалеке, кажется ночью близким, но нечего было слушать в безмолвии города. (3) Никто не ходил по его улицам.
   (4) Только Таня продолжала свой путь.
   (5) Однажды она ходила уже в эту пору и по этой дороге. (6) Но тогда рядом шёл Филька, он нёс её удочки на плече. (7) Оба они немного дрожали от холода, потому что была осень и на рассвете листья срывались и догоняли ветер, не касаясь земли. (8) И звёзды непрерывно горели тогда только на самом краю горизонта. (9) А теперь они не уходили с неба, дожидаясь зари, чтобы дружно покинуть его.
   (10) И пока они горели в тишине, Таня всё шла одна при их свете, направляясь к лесистому мысу.
   (11) Она вошла в лес и выбрала себе прямую, широкую тропинку, где было светлее, чем под деревьями. (12) Длинные корни и тени ложились на пути, но ей не было страшно.
   (13) Только влажные листья ольхи изредка пугали её немного, задевая лицо. (14) Она отстраняла их рукой. (15) Она была задумчива.
   (16) Она думала: что делать, если Коля скажет ей о любви? (17) Вчера он пришёл к ней и сказал: «(18) Приходи. (19) Я прошу тебя, приходи ради меня. (20) Ведь я ещё не видел как следует рассвета в лесу. (21) Приходи».
   (22) И вот через мгновение она придёт.
   (23) Что делать? (24) Что делать вообще, когда тебе говорят о любви, а у тебя есть мать, для которой ты в жизни одна, и нет у неё никого больше?
   (25) Она слегка дрожала, думая об этом, и куталась в докторский халат своей матери, который пришлось надеть, потому что Филька нарочно порезал её любимое платье (оно было так нарядно), чтобы она не пошла на встречу с Колей.
   (26) А лес уходил всё дальше, ведя её по своим тропинкам к мысу, где были рассеяны огромные камни.
   (27) Коля выбрал себе место среди них. (28) Он сидел и ждал, глядя в сторону леса. (29) А под угасавшими звёздами уже белел песок и, словно под дождём, блестели камни.
   (30) Таня появилась перед ним внезапно. (31) Он не узнал её в белом халате и бросился прочь от неё: такое появление, безусловно, было как снег на голову. (32) Таня окликнула его по имени. (33) Он отозвался, но смущение его не прошло сразу.
   (34) Время тянулось медленно. (35) Они в полном молчании шли назад к опушке, где, словно веретёна, окутанные пряжей, стояли в дыму остроконечные ели.
   (36) Они выбрали лиственное дерево с широкими ветвями и остановились под ним.
   (37) – Зачем ты надела этот халат? – спросил Коля.
   (38) Таня ответила:
   (39) – У меня нет теперь красивого платья, которое так нравилось тебе.
   (40) – Зачем ты говоришь о своём красивом платье, я его совсем не помню. (41) Я думаю только о тебе. (42) Даже тогда, когда я тебя не вижу. (43) Вот что для меня странно.
   (44) Они присели у подножия лиственницы и прислушались к треску ветвей над головой: это просыпались птицы в своих убежищах. (45) Над вершиной ближней ели замахала крыльями кедровка и улетела, оставив за собой в тёмном воздухе смутный след.
   (46) – Это очень странно, – повторила Таня, следя за ее полётом. – (47) Значит, ты будешь думать обо мне всегда, и тогда, когда меня здесь не будет? (48) Скоро я уеду.
   (49) Коля потихоньку вскрикнул. (50) Он не постеснялся крикнуть, услышав эти слова, в одну секунду перевернувшие всю его душу.
   (51) Таня же старалась сдержать свой голос.
   (52) – Разве ты хочешь уехать отсюда? – спросил он.
   (53) – Да, я так решила. (54) Пусть отец остаётся с тобой и с тётей Надей: она ведь тоже добрая, он любит её, а я никогда не покину маму. (55) Нам надо уехать отсюда, я это знаю.
   (56) – Но почему же, скажи мне? (57) Или ты ненавидишь меня, как раньше?
   (58) – Никогда не говори мне об этом, – глухо сказала Таня. – (59) Что было со мною сначала, не знаю, но я так боялась, когда вы приехали к нам. (60) Ведь это мой отец, а не твой. (61) И, быть может, поэтому я была несправедлива к тебе. (62) Я ненавидела и боялась. (63) Но теперь я хочу, чтобы ты был счастлив, Коля…
   (64) – Нет, нет! – в волнении закричал он, перебивая её. – (65) Я хочу, чтобы все были счастливы: и ты, и твоя мать, и отец, и тётя Надя. (66) Разве нельзя этого сделать?
   (67) – И мне бы хотелось, чтобы все были счастливы, – сказала Таня, неотступно глядя вдаль, на реку, где в это время поднялось и дрогнуло солнце. – (68) И вот я пришла к тебе, но теперь ухожу, прощай, уже солнце взошло.
   (69) Таня поднялась с травы, повернулась спиною к реке и пошла по лесу, не разбирая дороги.
   (70) Коля догнал её на тропинке, где в стороне среди елей тихо стояли кедры.
   (71) – Таня, не уходи! (72) Подожди чуточку! – крикнул он. – (73) Разве ты сказала мне всё?
   (74) – Конечно, всё, – ответила она с удивлением. – (75) А разве ещё что-нибудь нужно тебе сказать, Коля?
   (76) Он не осмелился посмотреть на неё нежно: он боялся покраснеть и опустил глаза, а она продолжала глядеть в его лицо с милым, ангельским вниманием.
   (77) Тогда он наклонился, приблизил свои губы к её щеке и... поцеловал.
(По Р.И.Фраерману)

СОЧИНЕНИЕ
   Нельзя не согласиться с мнением современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой, утверждающей, что "способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании". Задумаемся: что стоит за этими словами? Известно, что словосочетание - это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая связь в подчинительных словосочетаниях при согласовании и управлении выражается с помощью окончаний и предлогов.
   Проиллюстрировать это языковое явление можно примерами из текста Р.Фраермана. Все слова в тексте, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. Во-первых, обратимся к словосочетанию "красивого платья" (предложение 39): связь между словами здесь выражается при помощи окончания -ого зависимого прилагательного, которое согласуется с главным словом в родительном падеже, единственном числе. Во-вторых, в словосочетании "направляясь к мысу" (предложение 10) наблюдается тип связи - управление: главное слово (деепричастие) требует дательного падежа зависимого существительного. И эта зависимость выражена не только при помощи окончания -у, но и предлога "к".
   Таким образом, в словосочетании действительно проявляется "способность слова связываться с другими словами".

О сочинении на лингвистическую тему читайте также ЗДЕСЬ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Готова ответить на любые вопросы!